РЕАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ЗАЩИТЫ АВТОРСКИХ ПРАВ

«Счастлив тот, кто умело берет под свою защиту то, что любит». Овидий

Когда-то давным давно я не была психологом. Я писала книги, притчи, стихи и песни и выкладывала их в сети под псевдонимом «Софья Бессонова». И вот однажды я получила письмо от Андрея Якушева, автора и владельца крупнейшего электронного сборника притч в России: «Здравствуйте! На моем сайте опубликованы притчи от Софьи Бессоновой: http://pritchi.ru/part_141. Можете ли вы подтвердить авторство этих притч? Дело в том, что в книге Ведические притчи – М.: Амрита-Русь, 2008 притча «Гора и Ослик» опубликована без указания авторства. С уважением, Андрей Якушев».

Легкое замешательство от этого письма сменилось унизительным чувством недоверия ко мне, автору этой маленькой притчи, боль в которой – моя личная, пережитая мною боль. Неприятное, скажу я вам чувство. Мир огромный, а я, кто я? Нет! Я автор... Нет, не так - я Автор! И не собираюсь отказываться от выбранного мной жизненного пути, даже если и нахожусь только в его начале (тогда я понятия не имела, что меня этот путь заведет в психологию). В общем, я решила отстаивать в себе Автора, а, говоря сухим юридическим языком, свои авторские права.

Первая волна негодования схлынула, и я ответила: «Конечно же, могу!»
Отыскались рукописи 1999 года. Да и публикации на http://pritchi.ru и http://pritchi.castle.by были отмечены датами, более ранними, нежели 2008 года издания «ведической» книги. На последнем ресурсе весьма кстати оказались публичные обсуждения читателей (сей факт имеет свой юридический вес). Поразмыслив о возможных вариантах развития событий, последнее решила нотариально заверить.
Есть такой юридический феномен – протокол осмотра доказательств. Берутся за него не все нотариальные конторы (точнее даже большинство не берется, и особенно те, у которых и без того дел хватает на хлеб с икрой). В общем, в Москве не нашла. Нашла в Подмосковье. Протокол – здесь.
Псевдоним был заверен нотариально еще раньше, в 2006г.
Кстати, о первичной защите авторских притч.
Кроме официальной защиты авторских прав в Российском Авторском Обществе, которая стоит некоторых денег и времени, существуют способы фиксации своего авторского права в более доступных формах:
- некоторую защиту предоставляет ресурс http://www.proza.ru, причем бесплатно; но я таким обеспечением доказательств не пользовалась, а посему ничего сказать об их полноценности не смею;
- можно также распечатать текст, прошить, подписать и отправить самому себе бандеролью с уведомлением по почте, а потом эту бандероль вместе с уведомлением хранить в нераспечатанном виде; правда, при этом придется столкнуться с нелестным мнением о вашем душевном состоянии у почтовых работников (иногда удается объяснить);
- распечатать текст и явиться с ним к нотариусу с просьбой заверить личную подпись на экземпляре произведения (ст. 1257 ГК РФ: «Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное»);
- распечатать текст и явиться с ним к нотариусу с просьбой составить свидетельство (как было в моем случае).
О последних двух не все нотариусы знают и не все соглашаются (все по тем же причинам), но такое освидетельствование на порядок выше. А стоит около 100р.
В общем, у меня было такое свидетельство, в котором указывался мой псевдоним (посмотреть можно здесь). По счастливой случайности я составляла его по требованию интернет-издательства www.electrobook.ru, когда публиковалась там.

Итак, обложившись доказательствами, я задумалась, что же делать дальше. Первая мысль, которая может прийти на ум в этом случае – нужно найти адвоката. Хм. Не тут-то было: «Авторское право? В России??? Нееет... Гиблое это дело». Специализированные же на авторском праве адвокаты заливались красноречивыми трелями и озвучивали цены. Сопоставив первое со вторым, я полезла в интернет за материалами для самостоятельной работы.
А в интернете... ну, чего только не было в интернете, только не по авторскому праву. В общем, мне удалось найти только о нарушении авторского права на фотографии. А по литературе – вообще ноль. Но танки грязи не боятся, и уж тем более Гражданского Кодекса, попыхтев над которым, я таки родила на неизвестном мне доселе языке Претензионное письмо, Исковое заявление, Расчет взыскиваемой денежной суммы и Жалобу в прокуратуру. О последнем, стоит, пожалуй, обмолвится отдельно.
В поисках бесплатного я забредала на бесплатные юридические консультации по телефону, которыми сейчас изобилует маркетинговая политика многих юридических организаций. Одна из них заманила-таки меня в свой офис. Прождав 1,5 часа в очереди, я удосужилась быть принятой каким-то стажером, роль которого сводилась к втюхиванию мне их платных услуг, а содержание беседы к тому, что нужно (полагаясь на опыт специалистов, разумеется) составить Жалобу в Прокуратуру, которую Ответчик испугается и сразу же предложит мировую (но только грамотно составить, и не бесплатно). Жалобу я составила сама. И нисколько об этом не пожалела. Потому что всевозможные соответствующие органы (коих оказалось великое множество самых различных уровней) футболили ее год, присылая мне уведомительные письма о перепоручениях, так ничего и не решив. В общем, ее можно не составлять вовсе.
По закону, перед тем как подавать Исковое заявление в суд, стороны обязаны попытаться решить свои вопросы во внесудебном порядке. Поэтому заказным письмом с уведомлением нужно отослать по почте составленное Претензионное письмо, Исковое заявление и свою грозную Жалобу будущему ответчику, а уведомление с его подписью хранить как зеницу ока. А чтобы сэкономить время, послать все это дело в электронном виде по почте. Как правило, нарушившие связываются сразу, приглашают и пытаются «пойти навстречу». Так было и в моем случае.
Директор издательства рассказал о незадачливом редакторе (которого они уже уволили), который поступил вот так вот некрасиво – надергал притч из интернета, не удосужившись разобраться ведические ли они. И предложил компенсацию в размере гонорара! Прошу прощения, но даже сейчас меня такое предложение коробит. Это как если бы у вас украли личный автомобиль, а потом предложили оплатить проезд до дома на общественном транспорте. Еще предлагали напечатать мои притчи в других сборниках. Но я не специализируюсь на притчах. А классическая печать моих основных трудов стала бы общественным достоянием после первого же сканирования. Меня устраивает моя деятельность в интернете, и менять я это не собираюсь. А посему, отчего я должна была согласиться взять то, что мне, ну, никак не нужно? В общем, мы не договорились, он пригрозил, что через суд я не получу ни копейки, и мы расстались. И больше я его никогда не видела (в судебных заседаниях участвовал представитель).
Нужно отметить, что, не имея должного опыта, я не сделала то, что можно было бы попытаться сделать еще в рамках этой встречи. А именно, спросить точную сумму, которую он назвал «гонораром» и прямо предложить среднюю цифру между суммой иска и предложенной им суммой. Т.е. поторговаться. Хотя, я не уверена, что это привело бы к какому-либо результату.
Вот такая вот предыстория. Потому что история впереди.

Первое заседание состоялось в июне 2009г. Я, по праву первоочередности Истца, робко промямлила что-то невнятное (я не оратор, я писатель). Настала очередь представителя ответчика (далее просто – ответчика). Он открыл свой черный саквояж и достал оттуда.... книгу «Притчи разных времен и народов» с моей притчей 1992 года издания! Из чего следовало, что ее автор - народ. Вот так вот. Судья смотрела на меня вызывающе вопросительно, а я не то что легкое недоумение испытывала, я испытывала настоящий шок! «Но это моя боль!» – кричала я, а ответчик торжественно улыбался.
Издание этой «книги» издательством «Амрита» (Магнитогорск) немного смутило судью, но ответчик привел примеры множества организаций с таким именем и его производными, и она успокоилась. Я попросила отложить заседание для моего личного расследования сего поразительного случая. Судья дала мне 2 недели.
Я ехала из суда с обезумевшими от беспрецедентной наглости глазами и твердила: «Я покажу вам народное творчество!», а голова судорожно работала. В заседании проскочили 2 факта, которые только и были в моем распоряжении. 1. Книгу они якобы купили за 10 руб. в каком-то магазине «Третий глаз» и принесли квитанцию и кассовый чек. И прямо-таки настаивали на том, чтобы я съездила туда. И 2. Они торжественно трясли книгой, акцентируя внимание судьи на том, что «книге даже номер ISBN был присвоен»! По их заготовленному сценарию я, разумеется, действовать не стала - в магазин не поехала (в этот раз). Но я поехала в Российскую книжную палату, которая и заведует всеми ISBN. Любое издательство с незапамятных (еще советских) времен (а 1992 год попадал под эти времена) берет свои ISBN номера именно там и обязано отчитываться перед РКП об их использовании не только оповещением, но и обязательными образцами издания. Вплоть до лишения лицензии обязано. Хранилище таких образцов находится в г. Можайске Московской области. Т.е. даже если такое издание, которое ответчик предоставил, и имело бы место быть, но каким-то образом было переделано, я могла бы получить ксерокопии нужных мне страниц книги под этим ISBN из хранилища. Это можно сделать. Платно, но можно. Я написала письмо. И через неделю получила официальный ответ: издание в РКП не зарегистрировано.

- Ну, откопали что-нибудь? – спросила судья, проходя мимо меня в коридоре перед заседанием.
- Да, - ответила я.
- В Вашу пользу?
- Да.
На это раз я уже не мямлила, а зачитывала в суде составленную дома речь (такое, как оказалось, не возбраняется).
Надо признать, что Андрей Якушев (с письма которого и началась эта история) не бросил меня в столь трудном деле и, преисполненный уважением к авторам каждого произведения, размещенного на его сайте, помогал мне по мере своих возможностей. А возможностей оказалось немало. Дело в том, что и в книгу «Ведические притчи» 2008 года, и в книгу «Притчи разных времен и народов» якобы 1992 года в качестве предисловия попала измененная им лично цитата Абуль Фараджа со всем сопровождающим ее текстом. Цитата, которую он изменил и разместил у себя на сайте в 2006 году. Об этом я тоже написала (предоставив электронные письма Андрея) и зачитала.
Судья поднесла книгу к носу и сказала:
- Ну, что? Свеженькой краской пахнет?
На этот раз мямлил ответчик и попросил отложить заседание.

В следующее заседание он принес еще 2 такие книги. И, тогда как над первой они потрудились, чтобы состарить ее (газетная бумага, на которой они напечатали ее, скорчилась от влаги и пожелтела от солнца), то 2 другие были просто новые. Судья не преминула выклянчить такую новенькую книжицу и приобщила ее к делу тоже.
- Откуда, - спросили я и судья, - они у вас?
- Дак, мы в 2007г. купили 120 таких книг! - и предоставили накладную.
Т.е. от них поступило еще одно весомое (юридически) доказательство.

- Вы думаете, я не вижу, что книга свежая? – сказала мне судья в приемные часы, - но доказательств о подложности книги мало. Даже если я и вынесу решение, его могут отменить в более высоких инстанциях. И тогда дело затянется на годы. А Вы составьте ходатайство о проведении экспертизы в РФЦСЭ при МинЮсте.
Так передо мной появилась задача проведения экспертизы книги.

- Мы не проводим экспертизу на давность полиграфической продукции, - ответил МинЮст.
- Не проводим, - ответил ЭКЦ МВД РФ.
- Не проводим. Девушка, не ищите, Вы нигде не найдете, - ответили независимые центры экспертиз.
- Мы не располагаем методами определения давности нанесения полиграфической краски, - ответил отдел сертификации и экспертиз при МГУ Печати, - Может, имеет смысл обратиться в музеи редких книг, они часто сталкиваются с определением возраста книги.
Я уже не помню, в какой музей звонила, но там я тоже получила отказ ввиду маленькой разницы между оспариваемыми возрастами. В еще я позвонила в Научно-исследовательский центр консервации и реставрации документов Российской государственной библиотеки (Библиотеки им. Ленина). Я очень благодарна поддержке и советам заведующей этого центра Перминовой Ольге Ивановне, умному, грамотному, культурному, добрейшему человеку и высококвалифицированному специалисту в своей области. Мне тогда очень нужна была такая поддержка.
- Вот дают! Металлические скрепки (а книга, которую принес ответчик, блестела своими новенькими скрепками, даже та, которая имела следы увлажнения) – это первое, от чего мы избавляемся, подготавливая книги к длительному хранению. Они со временем темнеют и ржавеют и этим очень сильно портят бумагу. В Вашем случае возможны два варианта решения задачи: 1. Обратиться во ВНИИ Печати, чтобы выявить состав красителей. Возможно, состав изменился за это время. И 2. Обратиться в ЦНИИ Бумаги.
Я выбрала второй.

Ответчик не случайно взял именно газетную бумагу для изготовления своей ложной книги (и указал тип бумаги в ее выходных данных). Газетная бумага – самый дешевый вид бумаги, на 90% состоит из древесной массы, которая отбеливается тем или иным образом. Время и солнечные лучи нещадны с ней – она стремительно желтеет.
- Да, конечно. Присылайте на экспертизу. Мы установим такую огромную для газетной бумаги разницу, - ответили мне в ЦНИИБ.
Я составила ходатайство. Ходатайство удовлетворили, и мне, как честному гражданину, осталось смиренно дожидаться результатов.

Ответ пришел через месяц, наверное. Или два. Не помню уже – давно это было. И он гласил: «Определить давность документа не представляется возможным».
Это вот как так? А как же лабораторная шкала желтизны, про которую мне говорили по телефону? А как же определение процентного соотношения какого-то там лигнина, который образуется в бумаге со временем, тем более в газетной? Мне приходилось лишь догадываться и предполагать, причастен ли к такому определению ответчик. Я не вытерпела и позвонила в ЦНИИБ.
Надо сказать, что надежду в форме существования шкалы определения возраста по желтизне мне дала не заведующая лабораторией, которая на тот момент была в отпуске, а рядовой сотрудник. Теперь же заведующая, с нескрываемым раздражением, объясняла мне, что ГОСТа на газетную бумагу нет и не было, что каждый производитель волен использовать свои методы отбеливания древесной массы, и на выходе газетная бумага от разного производителя уже может отличаться по белизне ввиду отсутствия все того же ГОСТа. И добавила:
- И вообще, что Вы о себе вообразили? Выше головы не прыгнешь.
Но я не хотела прыгать выше головы. Я всего лишь не хотела ее склонять! Очень нескромное желание?
У меня еще оставался один путь, подсказанный мне в центре реставрации при Ленинке.

Доброжелательные сотрудники ВНИИП выслушали мою историю и с высоким профессионализмом, не вызывающим сомнения, объяснили мне, из чего состоит краска, и как она ведет себя во времени после нанесения на бумагу.
Полиграфическая краска состоит из смол, растворителей и твердых пигментных частиц. Растворители и смолы улетучиваются в течение нескольких дней (пока краска не высохнет), не оставляя после себя абсолютно никаких следов. На бумаге остаются лишь твердые пигментные частицы. В случае черной краски, коей и была выполнена поддельная книга (в ней не было ни единой цветной иллюстрации), в качестве таких частиц выступает зола, уголь. Зола, которая остается неизменной на протяжении всех последующих лет существования книги!
Сотрудники ВНИИП с помощью лупы тут же, при мне, исследовали другую книгу 1992 года, выполненную на газетной бумаге, привезенную мной. Они рассказали про нее все, что касается качества печати, но при этом добавили, что сравнительный анализ по краске не даст необходимых результатов. Потому что технология изготовления черной краски в отношении твердых пигментных частиц не изменялась на протяжении долгих десятилетий.
- В то централизованное время все издательства в нашей стране закупали краску на Торжокском заводе полиграфических красок. При заводе есть исследовательская лаборатория, попробуйте обратиться к ним.
Но разговор со специалистами исследовательской лаборатории ТЗПК лишь подтвердил сказанное сотрудниками ВНИИП.

Разумеется, издательство знало о подобных тонкостях. Знало, что определить возраст печатной книги НЕВОМОЖНО! Невозможно даже методом масс-спектрального анализа в физико-химической лаборатории (я и туда звонила). И российский Автор никак НЕ ЗАЩИЩЕН от подобного беспредела. Потому что очевидные факты, видимые самым несведущим в таких делах глазом, НЕ ИМЕЮТ ЮРИДИЧЕСКОЙ ДОКАЗАТЕЛЬНОЙ СИЛЫ!

А таких фактов в ходе моего самостоятельного расследования скопилось к тому времени немало.
Кроме всех вышеперечисленных (письмо из РКП, следы искусственного старения, новенькие скрепки и выдержки с сайта Андрея Якушева в предисловии), мне, как я уже писала, удалось раздобыть реальную книгу 1992, выполненную на газетной бумаге. Я показывала в суде, насколько она желтее этой, указывала, что пожелтение книги со временем начинается с краев, а не равномерно, как это было в подделке. На что судья, вполне логично опираясь на букву закона, ответила, что она не эксперт.
Я с немалым трудом нашла реальную книгу издательства «Амрита», Магнитогорск (купила у букинистов) 1992 года, чтобы показать в суде, насколько отличается оформление книг одного издательства одним и тем же художником (художник был указан тот же). Само издательство – «Амрита», Магнитогорск - разумеется, прекратило свое существование за год до рождения издательства «Амрита-Русь» в Москве (судя по датам книг, выпущенных им), тематика же издаваемой литературы – оккультизм – осталась прежней. И я показала в суде, что эта реальная книга, выполненная уже на более качественной офсетной бумаге, пожелтела именно с краев, как все нормальные книги.
Я нашла этого художника, проживающего в Магнитогорске! Художник этот (не последний сегодня человек своего города) сказал по телефону, что он сотрудничал с издательством в то время. Что он помнит каждую книгу, к которой он был причастен, но эту книгу он не оформлял. Когда же я написала ему электронное письмо, чтобы он ответил мне в письменной форме, он ушел от прямого ответа: «Титул «Притчи разных времён и народов» составлен из компьютерных элементов украшения и набран компьютерным шрифтом. Я эту книгу не помню». Конечно же, его можно понять. Но, так или иначе, его письмо говорило о том, что к оформлению книги он не причастен, и я отнесла и его в суд.
На последних страницах книги-подделки было написано: «К выпуску готовятся следующие издания:...» Одним из таких изданий было то, что я купила у букинистов. Но даты сдачи в набор и подписания к печати реального издания на несколько месяцев опережали даты выхода книги-подделки. Т.е. издательство сначала выпустило книгу, а в следующей надумало указать, что первая только готовится к выпуску.
Я съездила-таки в тот магазин «Третий глаз», тематика которого, как уже несложно догадаться, тоже оккультная. И выбила письмо, в котором они написали, что «В мае 2009 года (т.е. после того, как я встречалась с директором, но до первого судебного заседания) в магазин «Третий глаз» мужчина средних лет принес пачку брошюр в желтой обложке «Притчи разных времен и народов». Мужчина пояснил, что эти брошюры предназначены для бесплатной раздачи покупателям нашего магазина...» А потом незадачливый продавец внес одну из них и в квитанцию, и в кассовый чек по просьбе ответчика. Продавцу, типа, вынесен приговор.
Я разыскивала следы номера ISBN, который был указан в книге-подделке с 10000 тиражом (так было напечатано на ее страницах), в интернете, но «поиск не дал результатов». Тогда как номера ISBN реальных книг того времени того издательства присутствовали (как минимум) на сайтах букинистов. А это говорит о том, что книга нигде и никогда не продавалась. Я распечатала результаты поисков и отнесла в суд.
Я искала следы этого ISBN в библиотеках: в электронном каталоге Ленинки, в поисковой системе Сигла при МГУ по всем крупным библиотекам мира! Результат нулевой. Тогда как поиск ISBN реальных книг показал результаты. Я делала электронный запрос в Челябинскую областную библиотеку (Магнитогорск находится в Челябинской области), результат тот же: «В нашей библиотеке такой книги нет». Я распечатала все это и тоже отнесла в суд.
Все мои доказательства подшивались и подшивались во все более распирающее от бумаг дело. Но все они не имели весомой юридической силы!!! Как говорил мне позднее адвокат, за рубежом даже электронное письмо от незаинтересованного лица, обличающее сторону, доказывает виновность последней. Но не в нашей стране, где очевидные факты не значат ничего. Потому что такова буква российского закона.
А ответчик вне зала судебного заседания говорил мне, улыбаясь:
- Ну и что, что правда на Вашей стороне. Вы же ничего доказать не можете!

В поиске спасительной соломинки я опять обратилась в центр реставрации при Ленинке к Перминовой Ольге Ивановне. Как заведующая центром она вежливо отказала мне в возможности проведения экспертизы, потому что а) лаборатория центра не имеет соответствующей лицензии и б) все, что можно сделать силами этой лаборатории – это определить содержание лигнина, которое, как я уже писала, не регламентировано ГОСТом.
- Но почему Вы должны искать доказательства? - сказала она, терпеливо выслушав историю о моих расследованиях, - В Вашем случае налицо кража, мошенничество, клевета, унижение чести и достоинства прилюдно. А это уже уголовное дело. Найдите грамотного адвоката по уголовным делам, чтобы возбудить уголовное дело. И тогда уже соответствующие органы будут заниматься расследованием, а у них больше возможностей, чем у Вас.
Все случилось не совсем так, конечно, но я благодарна Ольге Ивановне за этот опять-таки своевременный и нужный совет, потому что именно на этом пути я нашла свое решение.
В общем, я занялась поиском адвоката по уголовным делам.

Адвокат Павел Анатольевич Терентьевский, коего мне посчастливилось найти посредством интернета, оказался спокойным, рассудительным, очень грамотным и справедливым адвокатом (признаться честно, я была значительно худшего мнения (простите за мою субъективность) о людях этой профессии, учитывая нашу российскую действительность).
Для начала он объяснил мне, что только в кино следователи с профессиональным интересом вгрызаются в дело в поисках истины, а реальность значительно более прозаична. Что у этого (конкретного) дела практически нет шансов для возбуждения (как, собственно, и случилось в самом начале пути). Более того, уголовное дело не может быть возбуждено, пока материалы по этому делу находятся в гражданском суде.
Я впала в безнадежное отчаяние.

Надо отметить, что до этого момента я избегала говорить в суде прямо о подложности доказательств ответчиком. За подложность сторона карается уже по Уголовному Кодексу, а топить я никого не собиралась. Но отчаяние меняет людей, и теперь я думала иначе: «Буду тонуть, потащу за собой!» Имея в виду накладную, по которой они якобы купили 120 экземпляров. Уж на накладную-то экспертиза найдется, потому что на ней имелись и печати, и подписи шариковой ручкой. Накладной на тот момент было 4,5 месяца.
- Да, конечно. Присылайте, - ответили мне в РФСЦЭ при МинЮсте, - Такая экспертиза будет стоить около 25000 рублей.
И я составила ходатайство о назначении экспертизы накладной в РФСЦЭ при МинЮсте. Государственный орган для проведения экспертизы был выбран мной не случайно. Во-первых, было свежо воспоминание об экспертизе в ЦНИИБ. И, во-вторых, судья мне сама советовала провести экспертизу именно там, когда разговор шел о книге.
Адвокат же, в свою очередь, посоветовал составить ходатайство о получении свидетельских показаний с поручением суду по месту нахождения свидетеля. Имея в виду Якушева, который живет в другом городе.
- В нашей стране электронные письма не имеют весомой юридической силы в качестве доказательств. Но Гражданский Процессуальный Кодекс предусматривает возможность произвести опрос свидетеля в другом городе по поручению суда.
Третьим ходатайством стало ходатайство об истребовании доказательств из магазина «Третий глаз». В материалах дела имелся товарный и кассовой чеки этого учреждения, по которым якобы была совершена покупка первой книги. А согласно ФЗ «О бухгалтерском учете» магазин должен иметь приходные документы, даже если это и Акт о дарении. Собственно, эти приходные документы я и запросила в своем ходатайстве, зная наперед, что их нет. Письмо этого магазина, которое мне удалось получить ранее, я, по настоянию адвоката, не приобщала к делу, ограничиваясь лишь словесными высказываниями по этому поводу. Но оно сейчас служило мне гарантом от всевозможных фортелей со стороны магазина.
Заседание состоялось в декабре 2009 года, и не без высококвалифицированной помощи Павла Анатольевича было удовлетворено все 3 ходатайства. Мы вышли из зала заседания с надеждой на победу!

Надежда эта, правда, длилась не очень долго – до февраля, когда я получила счет на проведение экспертизы из Бюро независимой экспертизы «Версия» (спустя 2 месяца!). Счет на 92000 рублей! Укоренившаяся уже во мне привычка к расследованиям набрала моими руками в поисковике «бюро независимой экспертизы версия». Первые 2 результата выдачи вели на официальный сайт «Версии» (http://www.versia.org) и какой-то непонятный (на бесплатном хостинге) сайт http://versija.chat.ru. Причем, логотип моего счета был с последнего. Реквизиты для оплаты также не совпадали с реквизитами официального.
Я была в полном недоумении.
- Я не могу позволить отдать материал в МинЮст. Это общероссийское учреждение. Представляете, сколько документов приходит к ним на экспертизу? Были случаи, когда результатов приходилось ждать по году. Дело и так затянуто, - комментировала судья на личном приеме сей инцидент.
- Но Вы же зачитывали в заседании: «Поручить проведение экспертизы РФСЦЭ при Министерстве Юстиции РФ»?
Судья свежераспечатала постановление и вручила его мне: «... в Бюро независимой экспертизы «Версия». Мои глаза были больше вытянуты по вертикали, нежели чем по горизонтали.
- Но я не могу позволить себе такую сумму...
- Напишите заявление с просьбой пересмотреть постановление и отнесите его через экспедицию, - посоветовала судья, - Но только не при МинЮсте. Поищите что-нибудь среди коммерческих, там не такие большие сроки.
Вручную пишется всегда не так ладно, как за компьютером, потому что нельзя исправить и подкорректировать. Да и искалки для расследований под рукой нет. Поэтому я написала что-то корявое и отнесла. А добравшись до компьютера, честно занялась поиском коммерческого бюро экспертизы и выяснила следующее.
В настоящее время ведутся дебаты относительно методов физико-химической экспертизы оттисков печати и подписей, выполненных шариковой ручкой, на предмет достоверности полученных результатов. При МВД по этой причине такую экспертизу временно приостановили. Как и во всех других независимых центрах экспертиз кроме «Версии» и «Центра независимых экспертиз». В последнем такая экспертиза стоит 100000 рублей.
- У нас экспертиза проводится по методу, который единственно признается органами правосудия по России сегодня. Если Вам говорят, что могут определить давность по какому-то другому методу, то только из коммерческих соображений, - пояснили мне в МинЮсте, - Да, экспертиза вашей накладной займет немало времени, но только потому, что ей уже более полугода. Потому что в этом случае возникает необходимость повторного проведения лабораторных работ для сравнительного анализа через 5-6 месяцев. Существует и другой вид экспертизы - технико-криминалистическая по оттискам печатей. Такая экспертиза предполагает сравнение с самой печатью или другими оттисками того времени. Я заинтересовалась этим самым оттиском и увидела, что на накладной стоит печать издательства, недействительная с 2002 года (сама накладная от 2007 года). Дело в том, что до закона N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» от 8 августа 2001 г. на всех печатях красовался Рег.н. такой-то, а после обязательной перерегистрации уже ОГРН такой-то. Кроме того, издательство в то время, видимо, решило заодно и само название сменить, потому что сегодня (как и в 2007г) оно называется ООО «ИД «Амрита-Русь», а на печати значилось ООО «Издательство «Амрита-Русь».
Все эти доводы я зафиксировала в своем письме к судье уже на компьютере и, недолго медля, отнесла его в экспедицию.
Если вы, как и я, решили встать на путь отстаивания справедливости или уже стоите на нем, то мой вам совет (который мне, в свою очередь, дал адвокат) – все свои значащие доводы фиксируйте на бумаге в 2-х экземплярах и несите в экспедицию. Это такая инстанция в суде, которая принимает любые документы от любой из сторон и перенаправляет ее адресату. При этом на вашем экземпляре в экспедиции обязаны поставить отметку о приеме, и вы получаете доказательство на случай "потери". А сам документ обязан быть приобщен к делу (даже если потом и отклонен). Это на случай пересмотра дела в более высокой инстанции.
Так вот, я отнесла свое письмо в экспедицию, поставила отметку о приеме и пошла к судье. Рассказала о недействительной печати и пояснила невозможность экспертизы где бы то ни было, кроме РФСЦЭ при МинЮсте. Та вздохнула и назначила новое заседание через месяц!
- Зачем???
- Затем, что нужно решить о назначении нового учреждения в присутствии ответчика.
Время, разумеется, тикало против меня. На момент заседания накладной было уже 9 месяцев. Установить же возраст накладной не представляется возможным по истечении года. Собрались, обсудили, постановили. И я пошла опять смиренно ждать. По моим подсчетам результатов следовало ждать к сентябрю.
Да! и свою долгожданную повестку в суд для дачи свидетельских показаний Андрей Якушев получил только после этого моего письма через экспедицию.

За лето я успела отдохнуть и даже немного успокоиться. А в сентябре меня ждали новые сюрпризы.
Первым из них было то, что судья, которая вела дело, ушла в отставку. Не без труда разыскала я свою папку у нового судьи.
По магазину «Третий глаз» была тишина.
Результаты экспертизы накладной пришли и гласили: «Определить время выполнения товарной накладной не представляется возможным». А еще в заключении значилось, что «18.05.10 был сделан и 09.07.10 удовлетворен запрос на разрешение проведения вырезок их штрихов рукописных записей, подписей и оттисков печатей в предоставленном документе». Ну, 18.05.10 – это, наверное, из-за очереди. А вот 09.07.10? Может, быть из-за увольнения судьи? В любом случае 09.07.10 – это уже год. Сам анализ проводился 31.08.10. Да и сумма в 4552 р., выставленная за экспертизу, сама за себя говорила о безнадежности операции.
Собственно, я не сильно расстроилась по этому поводу, потому что в моем распоряжении был факт недействительной печати от недействительной организации и показания Андрея Якушева.
Но к этим показаниям меня не допускали!
Господи, да что же это такое!
Судья мотивировал это тем, что не может приобщить их к делу, потому что в рукописных протоколах не указан адрес свидетеля и номер дела. Даже несмотря на то, что в прилагающемся к протоколу запросе от нашего суда, имелись все эти сведения в достатке.
Я отнесла через экспедицию 2 заявления о подложности доказательств накладной и книги (здесь и здесь), и мы с адвокатом стали ждать заседание.
В заседании, на которое ответчик не явился, протоколы были нами «опознаны» и приобщены к делу. И на этот раз я до них добралась. Рукописный текст почерком врачей требовал максимальной сосредоточенности, но я его одолела. Показания (самое огромное благодарное СПАСИБО Андрею Якушеву) были идеальны! Кроме обоснованного факта плагиата целого абзаца 2006г. с сайта http://pritchi.ru, в протоколах значились имена других авторов, чьи притчи попали в ведический сборник (Ольга Безымянная, Николай Рерих, Марина Широчкина, Влас Дорошевич, Владимир Тарасов). И еще один немаловажный факт, из которого следовало, что книга 1992 года не имела никакого отношения к реальности: «Дело в том, что до 2001 года печатных сборников притч было очень немного.... Лавский, Кукушкин и Ганус - известные собиратели притч в России. Они этим занимались давно и их книги известны всем любителям притч. Они проводили работу по поиску и подбору притч. И их книги подписаны ими, т.е. стоят их фамилии. И лишь в 2003 году Пензенское издательство «Алмазное сердце» начинает выпускать тематические(!) сборники, т.е. дзэнские, индийские, притчи от Ошо. В 90-е годы сбором притч и изданием их в России никто не занимался. Сборники, подобные «Ведическим притчам» 2008 года и «Притчам разных времён и народов» (якобы 1992 года) смогли появиться в России только благодаря развитию интернета.... В этих книгах тексты просто надёрганы из интернета, в них не прослеживается никакая работа по подборке, классификации, сортировке. Таким образом, в 1992 году такой книги в России просто не могло существовать».
Эти протоколы давали самую большую надежду. Надежда, которая была бы невозможной без чувства справедливости Андрея и без профессионализма адвоката, с которым мне посчастливилось работать. Откуда мне было знать, что можно опросить свидетеля по месту его жительства? Если даже сам факт таких поручений в судебной практике очень редок.

В следующем заседании без каких-либо внятных причин были отклонены мои заявления о подложности доказательств. Ввиду невнятности почерка протоколы рассмотрены не были. И было (наконец-то!) вынесено решение (вкратце):
1. Признать требования истца (мои т.е.) правомерными.
2. Обязать ответчика публично опровергнуть сведения относительно авторства притчи.
3. Взыскать с ответчика денежную компенсацию за нарушение авторских имущественных прав в размере 50 000 рублей.
4. Взыскать с ответчика компенсацию за моральный вред в результате нарушения личных не имущественных прав в размере 50 000 рублей.
5. Взыскать с ответчика судебные издержки.
6. Возложить судебные расходы по оплате госпошлины.
Копия решения находится здесь.

Всё. Happy End. Все счастливы и довольны. Даже ответчик. Потому что признания подложности доказательств в решении не прозвучали. А я, так уж и быть, кровожадностью не отличаюсь :)

Рассмотрение этого дела в судебной инстанции до вынесения решения длилось ровно 1,5 года.

А сегодня, пользуясь своим правом Автора, я хочу выразить свою благодарность всем людям, которые так или иначе помогали мне в этом нелегком деле: Якушеву А.В., Терентьевскому П.А., Перминовой О.И., Бритвину И.О., Малинину Ю.А.



Автор: Елена Борисова